История города

Первая обитель.
Далматовский Успенский монастырь, Пермской губернииДалматово — одно из первых поселений в Зауралье. Наш город старше соседних городов Шадринска, Кургана, Екатеринбурга. Город Каменск — Уральский начинался с монастырского Железнодорожного поселья. Выходцы из монастырской вотчины стали первыми жителями Челябинской, Миасской и других новостроящихся крепостей Южного Урала.

Начало нашему городу положил монастырь, основал который старец Далмат, в миру Дмитрий Иванович Мокринский. Старший сын казацкого атамана и крещеной татарки, воспитанный в христианской вере, он был обучен грамоте и воинскому делу. Овдовев, Дмитрий Мокринский оставил государеву службу в Тобольске и принял постриг в Невьянском монастыре. Оттуда он ушел на поселье. Уходя, Далмат взял с собой икону Успенской Божией Матери. В 1644 году остановился он на высоком берегу Исети, и здесь, у подножья Белого Городища, ископал себе землянку и стал вести иноческие подвиги. Вскоре землянка у родника стала тесна для богомольцев, приходивших к Далмату.

Первым строением на исетском берегу стала часовня, огороженная частоколом. Затем поднялись деревянная церковь во имя Успения Божией Матери и кельи для иноков. Так появился монастырь, названный в последствии Далматовским Успенским.

Памятник народного зодчества.
Скорбящинская церковьВ первые годы своего существования монастырь подвергался многократным нападениям татар, калмыков и башкир. По приказу царя Алексея Михайловича его укрепили: вместо частокола появился бревенчатый заплот с тремя башнями, установили пушки. Но в результате набегов и частых пожаров монастырь - «город рубленный с башнями» - выгорел. Сын и приемник Далмата — архимандрит Исаак «положил намерение» строить монастырь каменный по примеру Тобольского.

С 1707 года началось строительство Успенского собора — первого каменного здания в Зауралье. Это была грандиозная стройка. Собор строили как трехпрестольную церковь: нижняя теплая — во имя Рождества Христова, холодный северный придел — во имя Дмитрия Прилуцкого и верхняя летняя церьковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Вначале строительство шло под руководством тюменского подмастерья Ивана Борисова «по реклу Сорока», а затем — местного мастера Якова Гордеева сына Смирных. Богатым внутренним убраством собор обязан иконописцам и резчикам из Тобольска и Тюмени.

Завершение строительства и освящение было совершено 13 августа 1720 года. Успенский собор — великолепный памятник архитектуры. Его высота со средним крестом — 20 саженей, высота колокольни с крестом — 23 сажени (1 сажень 2.1336 метра). Строительство крепостной кирпичной стены, украшено зубцами с «ласточкиными хвостами», и с сторожевых башен велось с 1713 по 1763 год. Стена с нишами (для орудий — по низу и с галереей для стрелков — по верху) высотой до 6.5 и толщиной 3-3.5 метра выдержала многие испытания. Это и вооруженное восстание крестьян 1762 — 1764 годов, названное историками «дубинщиной», и осаду пугачевских войск под руководством атамана Пестерева с 11 февраля по 2 марта 1774 года, и «картофельный бунт» местных земледельцев в 1842 году.

В 1881 году рядом с усыпальницей далмата была воздвигнута нарядная пятиглавая церковь во имя иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Построена она была на благотворительные взносы уроженцев города Далматово — губернского секретаря Платона Дмитриевича Пономарева и его брата, надворного советника Дмитрия Дмитриевича. Архитектура монастыря, настенная роспись, мастерство иконного письма, драгоценное убранство икон, культура хорового пения — все это духовно обогощало каждого, входившего в его храм.

В 1928 году президиум Шадринского окрисполкома постановил закрыть монастырь и Скорбященскую церковь, а ее здание передать под народный дом. В 1930 году с собора и церквей снесли купола. Позднее в зданиях монастыря в разные годы распологались краеведческий музей, детский дом, колхозно — совхозный драматический театр, средняя школа и другие учрездения. Во время Великой Отечественной войны там был госпиталь и курсы усовершенствования командного состава.В 1945 году на территории монастыря разместился завод «Молмашстрой».

В 1989 году по инициативе общественного комитета спасения монастыря, общины православных верующих, завода «Старт» и районного Совета народных депутатов в обезглавленном храме Всех Скорбящих Радость начала действовать община православной церкви. А 6 мая 1992 года Священный Синод благословил открытие Свято-Успенского мужского монастыря.

Первым наместником был утвержден иеромонах Василий (В.Г. Ожерельев) с возведением его в сан игумена. Особо значим для монастыря 1994 год — год обретения мощей преподобного Далмата. Рака со святыми мощами находитсяв храме Всех Скорбящих Радость. По благословению Патриарха Московского и всия Руси Алексия II преподобный Далмат исетский причислен к лику местночтимых святых. Его имя включено в Собор Сибирских святых с установлением дня памяти 8 июля.

В 1998 году настоятелем Далматовского монастыря утверждён иеромонах Варнава (С.А. Аверьянов). Его трудами и стараниями многое делается для восстановления монастырского комплекса. Отреставрированы часовня на Успенской площади и надвратная Ионно — Богословная церковь. Воздвигнута часовня над святым источником. Поднимаются купола, зазвенели колокола церкви Всех Скорбящих Радость, идёт реставрация крепостной стены.

Седьмого января 2009 года игумен Варнава принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на котором XVI Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Крилл.

В Далматово есть еще один памятник федерального значения — Николаевская церьковь. Деревянный храм во имя Николая Чудотворца был поставлен и освящен по ходатайству старца Далмата в 1669 году, сейчас это место пересечения улиц Гагарина и Суворова, - сожжен во время башкирского бунта. Каменный храм построен и освящен в 1763 году, однако еще около ста лет достраивался. Это уникальный памятник архитектуры в стиле уральского барокко.

В настоящее время в здании Николаевской церкви располагается краеведческий музей.

Первая школа Зауралья.
Первая школа ЗауральяМонастырь был не только столпом хрисианской веры в Западной Сибири, но и центром книжности и просвещения. В 1719 году здесь уже существовала школа, где учились 9 мальчиков. Учителем был мастер Фалалей Леонтьев. Спустя 60 лет (1779) в славяно — российской школе монастыря обучалось 200 учеников.

В 1816 году при монастыре было основано двухгодичное духовное училище для детей церковнослужителей.

В Далматовском духовном училище обучались:
Архимандрит Антонин (Андрей Капустин) — настоятель посольской церкви в Афинах, настоятель русской посольской церкви в Константинополе, глава русской миссии в Иерусалиме, строитель храма во имя Вознесения Господня на Елеонской горе;
Александр Степанович Попов — известный русский ученый, профессор, физики и электротехник, изобретатель радио; его имя в городе носят улица и средняя школа.
Константин Дмитриевич Носилов — писатель, географ, исследователь Северного и Приполярного Урала, архипелага Новая Земля и полуострова Ямал;
Василий Маркович Флоринский — профессор Казанского университета, попечитель Западно — Сибирского учебного округа, основатель Томского императорского университета и длругие.

Крестьянских детей в монастыре учили кузнечному, столярному, мельничному, кожевенному, сапожному ремёслам. Одаренные дети обучались в певческой монастырской школе. В монастыре постепенно накапливались богатая библиотека духовной и исторической литературы. К 1679 году относится первое упоминание о наличии «книгохранительныцы», а в 1730 году в ней насчитывалось 210 печатных и рукописных книг.

По отчету за 1915 год в монастырской библиотеке числилось 625 книг, в том числе: Святых писаний — 28, богослужебных -259, свято — отеческих — 62, догматических — 9, полемических — 15, нравоучительных — 75, изьяснительных — 20, исторических — 96, смешанного содержания — 61. Периодических журналов и газет — 998. Но наибельшую ценность представлял монастырский архив, в котором хранились документы с первых лет основания обители. Благодаря стараниям директора Шадринского научного хранилища В.П. Бирюкова удалось спасти и перевезти в Шадринск часть книг из библиотеки и весь монастырский архив, содержащий уникальные сведения о заселении края, о развитии экономики, культуры, народного образования, о духовной жизнии быте русского населения.

От слободы до города и вновь до села.
Старец Далмат стал основателем не только монастыря, но и города Далматово — первого русского поселения на Исети и во всём Зауралье.

Вначале это была небольшая слобода Служняя возле монастырских стен, где крестьяне, ремеслянники, торговые люди поставили первые избы. Это были переселенцы из Тобольского и Верхотурского уездов, с Поморья, из Центральной России. В 1691 году слободу переименовали в село Николаевское — по имени церкви николая Чудотворца, выстроенной в центре. В 1781 году был образован далматовский уезд, и в этом же году селу Николавскому присвоен статус уездного города с названием Далматов — по имени основателя монастыря. Первым городничим стал премьер — майор Алексей Самарин.

ЯрмаркаВскоре далматовский уезд объединили с Шадринским. И город превратился в заштатный, безуездный и оставался таким до начала XX века, пока по просьбежителей не был преобразован в село Далматово. Далматов исстари славился богатой Никольской ярмаркой, на которую съезжались купцы из Сибири и Урала. Много торговых людей проживало и в самом городе. Благодаря купечеству его центральная часть обрела неповторимые черты. Вот что писали первые путешественники: «Далматов — небольшое поселение. Улицы прямые и широкие, обстроены большими, красивой архитектуры домами. Некоторые из них с мезонинами и балконами. Главное строение города составляет монастырь, обведенный каменной оградой». В начале ХХ века в заштатном городе Далматове, а он к тому же до 1923 года был волостным центром, находились представители нескольких ветвей власти. От городского общества (купцы, мещане, служащие) — городская Дума и городской староста, от многочисленной крестьянской общины — сельский староста, от волостного правления — волостной старшина и волостной писарь (до 1919 года). От шадринского уездного земства здесь жил земский начальник, от полицейского управления — становый пристав. Представителем Екатеринбургского окружного суда был судебный следователь. Для сбора налогов от министерства финансов в городе располагался податный участок во главе с податным инспектором.

Село Далматово-районый центр.
Советская власть в волостном селе Далматово, как и во всем Шадринском уезде, была провозглашена в феврале 1918 года. А 11 июля после жестокого боя город все же был занят белогвардейцами и белочехами. В августе 1919 года Советская власть была восстановлена. Для управления делами был организован ревком, а 4 сентября — волисполком. В его состав входило 7 сельских советов, в том числе и Далматовский, первым председателем кторого был Иван Васильевич Бормотов.

По административному делению волостной центр Далматово до 1919 года входили в состав Пермской, а до 1919 года входили в состав Пермской, а до 1923 года — в состав Екатеринбургской губернии. В ноябре 1923 года он был передан в Шадринский округ Уральской области. С 27 февраля 1924 года село Далматово становится центром одноименного района, который до 1934 года входил в состав огромной Уральской области, с января 1934 года по 6 февраля 1943 года — Челябинской, а с образованием Курганской области отошел к ней. Даже будучи районным центром, Далматово еще два десятилетия оставалось тихим уютным селом и жило обычнйо жизнью селений глубинки России. В нем находились райком партии и райисполком, сельсоввет, почта (с 1862 года), телеграф, больница (с 1908 года), народный дом. В монастыре располагались школа колхозной молодежи (ШКМ), поздее реорганизованная в среднюю, и колхозно — совхозный драматический театр. В Николаевской церкви был открыт кинотеатр и Дом культуры. До войны крупных предприятий в Далматово не было. Работали лишь маслозавод и пищекомбинат, которые вырабатывали брагу, квас, морс, солил капусту, помидоры, огурцы. В 1939 году открылся промкомбинат, где изготовляли телеги, сани, столы, стулья, парты, коромысла. Спустя 30 лет (в 1969 году) он был преобразован в ковроткацкую фабрику.

Воинская слава
Обелиск победыС первых дней Великой Отечественной войны сотни далматовцев ушли на фронт. Одним из них ушел на фронт председатель сельского исполкома Степан Васильевич Ломтев. Место мужчин занимали женщины и дети. Колхозы и овощесовхоз, промышленные предприятия и мелкие артели перестраивались на военный лад. Все работали для фронта, для победы. Всего около трех тысяч жителей с оружием в руках защищали любимую Родину, половина из них не вернулась домой с полекй сражений. Далматовцы гордятся именами своих земляков, чей путь отмечен высокими наградами и званиями.

Рабочий город
Десятого января 1945 года населённый пункт Далматово был отнесен к категории рабочих поселков. В этом же году в стены бывшего монастыря въехал завод «Молмашстрой», в целях которого изготовлялось оборудование для хранения и переработки молока. Со временем он стал мощным градообразующим предприятием, внес большой вклад в развитие экономики и социальной инфраструктуры города.

Седьмого июня 1947 года рабочий поселок Далматово был преобразован в город районного подчинения с сохранением прежнего названия. При активной помощи завода вырастили красивые многоэтажки со встроенными культурно — бытовыми учреждениями, в дома жителей пришли свет, вода, тепло. Были пущены мощные очистные сооружения. В 1993 году на заводской котельной, расположенной в стенах монастыря, зажжен факел от природного газа. Началась газификация жилых домов. Подземный переход под железной дорогой, прафилакторий и пионерский лагерь «Солнечный», детские сады и общежитие «Березка» - все эти объекты построены с помощью завода. С 1998 года завод получил новое название «Старт» и окончательно перебрался из монастыря в современные корпуса. В 80 — е годы в городе успешно действовали 20 различных предприятий, самые известные из них — ковроткацкая фабрика, участок по ремонту и строительству жилья, многочисленные строительные организации. Колхоз имени Чкалова и совхоз «Далматовский» (бывший овощесовхоз) производили различную сельскохозяйственную продукцию.